О морали, этике и человеческих пороках

Мораль и этика - основа стабильности и процветания общества

       Всегда, если есть термин, значит, есть нечто, что он должен обозначать. Также обстоит дело и с понятиями морали и этики. А что такое мораль и этика? Под моралью мы обычно понимаем некоторые устоявшиеся в обществе нормы поведения или представления о «хорошем» и «плохом». Эти понятия в различные времена и в различных культурах могут значительно отличаться, поэтому можно говорить о «высоком» или «низком» моральном уровне человека или общества. Другими словами мораль – понятие, характеризующее нравственный уровень, но оно в определенной степени относительное.

 

      В отличие от морали, этика понятие объективное. Этические принципы представляют собой неизменные критерии нравственности, основанные на истинных законах мироздания или космических принципах, являются необходимым условием для существования высоко духовного разумного существа. Они являются отражением истины, и поэтому неизменны ни при каких условиях.

Гераклит о морали, этике и человеческих пороках

Гераклит происходил из царского рода и должен был занять трон правителя Эфеса, что в Малой Азии. Но когда подошло его время вступить на престол, он отрекся от него и, удалившись, посвятил себя познанию. Современники Гераклита называли его «плачущим» философом, потому что он часто выражал свою жалость к людям, бесцельно проживающим свои годы. Как и любой мудрец, Гераклит стремился возродить в обществе нормы этики и морали.

 

Гераклит (540 - 480 год до н. э.) посвятил свою жизнь изучению принципов природы и изучению незыблемых истин мироздания. Свой главный труд он так и назвал – «О природе». Однако написан он был таким сложным языком, что большинство людей не имело возможности его понять. За что Гераклит получил еще одно прозвище - «темный». Хотя, скорее всего философ сделал это сознательно, вероятно, скрыв познанное им от большинства. Им было написано еще несколько сочинений. Все они были завещаны храму Артемиды Эфесской. К сожалению, его записи дошли до нас лишь фрагментарно. В своих трудах Гераклит призывал людей обратить внимание на главное в человеческой жизни: мораль, этику и призывал отречься от пороков.Всякое желание покупается ценою психеи

 

Видя, что греческое общество того времени руководствовалось желаниями и забыло о морали и этике, Гераклит очень переживал. Он знал, что желания истощают душу и говорил: «Трудно бороться со своим сердцем: всякое желание покупается ценою психеи (души)». Философ считал, что для достижения мудрости и познания истины, человек должен выйти из мирской обыденной суеты и занять позицию стороннего наблюдателя. «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что мудрое ото всех обособленно».

 Чтобы освободить себя для познания, Гераклит отрекается от царского престола. Передав «царское достоинство» и бразды правления Эфесом своему брату, он полностью отстранился от государственных дел и политической жизни. Гераклит находит себе место в храме Артемиды, где беззаботно проводит время, играя с детворой в кости. Однажды эфесяне собрались около него и стали недоумевать, как он мог так поступить. Их речи так расстроили мудреца, что он в сердцах сказал: "Чему вы, негоднейшие, удивляетесь? Разве не лучше заниматься этим, чем вместе с вами вести государственные дела?». Видя, что люди не внимают его наставлениям о морали, он, разочаровавшись, уединился в горах, где питался травами.

Незыблемы принципы Логоса

 

Гераклит считал, что система морально-этических принципов должна опираться на божественное единство – Логос (с греческого – слово) или «огонь», разумное начало, управляющее всем миром. Оно проявляется в принципах Космоса и является вещью превышающей все обыденное. По мнению Гераклита, Логос – принцип существования природы, познав и следуя которому человек может проявить свою добродетель.

 

Как и Вселенная человек, также состоит из «огненного начала», души, и тела. Если душа человека не отягощена пресыщением и опьянением она становится «наилучшей и мудрейшей», в противном случае душа становится слабой. Поэтому Гераклит считал, что те, кто поступает в соответствии с Логосом и обращает внимание на мораль, следует этике, может постепенно подняться и очистится. Познав закон, человек может стать прорицателем, певцом гимнов, врачом или царем, а затем вознесется к Богам.

 

Ценнейшей добродетелью человека является целомудрие - говорить истину и поступать согласно природе. Он считал мудростью видеть не частное изменчивое, но вечное - «знать все как одно» и жить здравым рассудком. Поэтому Гераклит в своих речах и записях критиковал «многознание», не «научающее уму».

 

Гераклит очень расстраивался, видя как низко пала мораль в греческом обществе, а принципы этики уступили место телесно-чувственным удовольствиям. Ясно понимая это, Гераклит часто плакал на площадях во время речей, за что его прозвали «плачущим» философом. «О, люди! Хотите узнать, почему я никогда не смеюсь. Не потому, что я ненавижу людей, а потому, что ненавижу их пороки… (Я плачу) Глядя на добродетель, поставленную на второе место после порока!»

 

      Философ не считал самих людей плохими, но видел их слабость в том, что они не могут противостоять дурным стремлениям. Люди, находясь в заблуждении, не хотят услышать от него истинного знания и принципов этики. «Ибо, каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам, и учитель их - толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших».

 

Наконец,  увидев, что мораль и этика больше не являются сдерживающими факторами для людей, Гераклит сравнивает их с животными: «Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, обращаясь друг с другом, становятся дикими».


            

             Прошло 2500 лет с того момента как Гераклит призывал жителей Эфеса следовать Логосу и совершенствовать добродетель. После него были и другие мудрецы и Святые. Но ситуация в обществе не только не улучшилась, но стала намного хуже. Слова Гераклита являлись милосердным напоминанием и грозным предупреждением всей греческой цивилизации, погрязшей в пороке. Но его не услышали.  Спустя несколько сотен лет великая в прошлом греческая цивилизация разложилась изнутри, и римляне во II – I вв. до н.э. всячески стремились ограничить контакты с ними. Ибо только мораль и этика являются для общества факторами стабильности и обуславливают развитие и процветание.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    саша (Вторник, 06 Декабрь 2016 09:06)

    Ужей сайт

  • #2

    аша (Вторник, 06 Декабрь 2016 09:07)

    Самый ужасный